|
Центр цифрового образования на базе 169 школы (Санкт-Петербург)
|
|
|---|
Материалы робототехника_не категорийные
|
18
ноября
2022
|
- Информация о материале
- Автор: Admin169
- Категория: Материалы робототехника_не категорийные
- Просмотров: 583
Внимание, это ПЕРВЫЙ вариант стандарта, созданный еще на заре нашего сотрудничества с компанией MakeBlock в 2018 году. В настоящее время переработан, с учетом современных тенденция учебного роботостроения. Перспективный стандарт расширен, добавлены новые компоненты, проработано несколько модификаций роботов для его воплощения.
Далее - статья 2018 года:
Сразу оговорюсь, что в данной статье отражены наши с А.Т. Григорьевым (основным автором требований к стандартам) взгляды на развитие инженерного направления образования и его робототехнического вектора, в частности. Не претендуем на "истину в последней инстанции", но сам вопрос требует освещения и обсуждения в сообществе.
Совсем скоро (надеемся и держим кулаки) новая концепция развития образовательной области Технология прорастет в реалии нашего образования. И вот тут встанет вопрос о МТБ, на основе которой будут читаться курсы той же робототехники, проектирования, конструирования. Для всех.
И что-то подсказывает, что большая часть ОУ будет ориентироваться на продукты Lego. И это вполне понятно: отличный конструктив, огромное количество методических разработок, все проверено и отработано. Вот ничего не имею против Lego и мы тоже используем эти замечательные конструкторы, особенно во время прототипирования инженерных решений. Но монополизм Lego в области образовательных курсов по конструированию и робототехники... Это неправильно.
В XXI веке отмечается "бум" развития свободных программно-аппаратных платформ, в частности это связано с появлением все той же платы Arduino в ее различных ипостасях. И это действительно породило "взрывную" волну в техническом творчестве. Посмотрите, сколько появилось магазинов, типа "Чип и Дип" и компаний (Robbo - ScratchDuino, Амперка, mgBot и сотни других), предлагающих как отдельные компоненты, так и серьезные наборы для "самоделкиных". Роботы, квадрокоптеры, 3D - принтеры, ,лазерные фрезеры и другие станки с ЧПУ - мир заполонили устройства на основе микроконтроллеров. Создается огромное количество стартапов, разработка электронных прототипов упростилась многократно.
И все это можно использовать в школе. Вместе или вместо Lego - тут как получится по финансам.
Но вот произойдет ли это???? очень опасаюсь того же эффекта, как в случае с попыткой внедрения в школы Linux систем. Денег выброшено много, а эффект... Ну какой может быть эффект без системности в подобных решениях и хоть какого-то единообразия в требованиях?
То же самое может произойти и со свободной робототехникой.
Попробуем перечислить основные проблемы внедрения свободных программно-аппаратных решений в образовательные курсы
Итак, почему многие решения на свободной основе для школы в настоящий момент можно назвать НЕДОробототехника
• Предлагаемые наборы в большинстве случаев нельзя использовать без доработок «на коленке» (иногда нужна пайка) и докупки комплектующих (аккумуляторы и зарядники). Следствие — ребенок или неподготовленный взрослый не в состоянии использовать такой набор, а подготовленный не станет этого делать, когда нужно обеспечить наборами весь класс.
• Распространенная (общая и для проприетарных и для свободных решений) маркетинговая политика такова, что если производитель предлагает наборы расширения или возможность приобретения отдельных компонентов, то обычно функциональность и комплектность базовой версии набора урезана настолько, что ее становится почти невозможно использовать, а предлагаемые расширения стоят несоразмерно дорого.
Существует альтернативный вариант — «все включено», но практически нет возможности наращивать функциональность. А комплектность предлагаемого набора все равно вызывает сомнения.
• Используемые технические решения не подходят для жестких условий эксплуатации в ОУ и приводят к очень быстрому выходу техники из строя.
А вот ремонтопригодность оставляет желать лучшего
• В конце концов, самое основное. Мы «играем» в роботов, но играть следует максимально всерьез. Робот — сложное «интеллектуальное» устройство, способное выполнять РАБОТУ в изменяющихся условиях, выполнять возложенную на него функцию. У него должна быть возможность подключения разных исполнительных органов, соответствующих учебному «производственному» заданию. В некоторых учебных ситуациях можно обходиться без оных, но набор подобных задач ограничен и должен быть хорошо проработан методически, обеспечиваться соответствующими аппаратными решениями. В любом случае учебный робот должен быть способен меняться, трансформироваться, демонстрировать сложное разнообразное поведение в изменяющихся условиях, то есть выполнять еще и функции персонального развлекательного робота, поддерживать и развивать к себе интерес детей от занятия к занятию, что особенно важно в условиях непрофильного ОУ.
А вот таких-то наборов как раз и нет. Грустно. Именно поэтому Lego легко побеждает конкурентов, предлагая массу наращиваемых компонентов.
• «Сообразительность» учебных роботов весьма ограничена, и для поддержания интереса детей следует шире использовать игры с дистанционным управлением, где часть действий выполняется самим роботом в автоматическом режиме. Подобный подход ставит во главу угла вопрос об удобном легко организуемом и надежном дистанционном управлении для каждого робота в рамках учебного класса. Использующиеся для этого средства в современных робототехнических наборах, как правило, далеки от совершенства.
НЕДОсвободная робототехника
• Почти каждый разработчик пытается создать собственную, несовместимую с конкурентами и даже с собственными продуктами старых версий конфигурацию, между тем как существует весьма ограниченное количество логичных вариантов. Пример: для Arduino Uno из числа распространенных используемых схем управления моторами существует единственная, минимально ограничивающая возможности дальнейшего апгрейда — D5-D4, D6-D7. Давным-давно пора принять ее в качестве стандарта.
• Разработчики ПО вносят искусственные ограничения, препятствующие работе с чужими или самодельными робототехническими наборами.
Альтернатива — свободная робототехника, ориентирующаяся на создание действительно качественного продукта, совместимого и интегрирующего достоинства разных решений. Положительные примеры существуют — это почти во всех аспектах MakeBlock, частично Амперка, iArduino, MGBot.
А вот теперь попробуем сформулировать требования к разработчикам робототехнических конструкторов, которые хотели бы занять образовательную нишу в школах (поверьте, это очень заманчиво финансово))
Требования таковы:
• Логичная схема управления моторами, неиспользование портов с уникальными возможностями для выполнения задач, которые можно возложить на «обычные» порты. Это даст, как следствие, вариабельность в наращивании возможностей, каждый продукт может быть с легкостью доработан под конкретные задачи. (Пример: порт D3 может потребоваться использовать для управления дополнительным мотором, либо для обработки прерывания, возникающего при изменении состояния порта). Двухмоторную схему с использованием D5-D4, D6-D7 - можно принять за единый стандарт.
• Линейка продуктов от начальной школы до бесконечности, в едином стиле используемых компонентов (роботы разных видов, станки - манипуляторы, принтеры, фрезеры, квадрокоптеры и т.д.)
• Сборка без пайки, доступная ребенку.
• Ориентация на использование готовых электронных модулей с легким удобным подключением.
• Стандартный распространенный интерфейс для подключения модулей (например, RJ-25) с отсутствием возможности неправильного подключения.
• Широкий ассортимент готовых модулей
• Свобода изготавливать подобные модули самостоятельно любым желающим вплоть до организации компании по их производству, выкладывание в открытый доступ соответствующих схем и инструкций.
• Возможность использования дешевой распространенной элементной базы для периферийных устройств с легким подключением без пайки, либо с минимальной пайкой (пример — гироскоп MPU-6050, датчики линии и препятствия, Bluetooth модули HC-05)
• Сохранение возможности для опытных пользователей дорабатывать готовую элементную базу при помощи пайки (включая доработку самого робототехнического контроллера для решения каких-то специфических задач)
• Низкий порог вхождения в самых разных аспектах. В первую очередь наличие возможности использовать визуальные языки программирования и для работы в интерактивном режиме (подобно Scratch4Arduino, mBlock, Snap, и для создания программ автономной работы (подобно ArduBlock).
Единственная среда разработки в настоящий момент, позволяющая использовать оба эти режима в практике работы с детьми — mBlock. Поэтому аппаратная конфигурация робототехнического набора должна такой, чтобы можно было с легкостью использовать его в этой программной среде. Помимо этого, в среде mBlock существует возможность разработки специфических расширений для альтернативных аппаратных компонентов и обеспечение поддержки собственных робототехнических контроллеров.
• Комплект включает в себя полный набор всего необходимого, включая отвертку для сборки (также должен быть решен вопрос с аккумуляторными батареями и зарядным устройством)
• Надежный, прочный, а также красивый конструктив, удобный для сборки самими детьми, вызывающий у них интерес
• Возможность трансформации конструкции для оптимизации при разном использовании (скорость, высокая проходимость и устойчивость, баланс и т. д.)
• Широкая конструкторская база для дальнейшего расширения возможностей.
• Относительно компактные размеры, что важно при хранении. Наличие в наборе удобной коробки для долговременного хранения эксплуатируемого набора. Коробки должны легко штабелироваться и переносится для занятий.
• Возможность установки навесного оборудования готового, либо собранного из конструктора.
• Возможность подключения достаточного количества внешних двигателей (2-4 и более, включая сервомоторы)
• Возможность использовать простую и сложную систему управления перемещением (на базе информации энкодеров)
• Возможность менять расположение и ориентацию различных датчиков в широких пределах
• Защищенность датчиков и электронных схем (наличие корпуса)
• Эргономика использования (выключатель питания, кнопочное управление, светодиодная индикация, и пр.)
• Наличие удобных в использовании отказоустойчивых решений по беспроводному управлению робоплатформой с компьютера, планшета или дополнительного Arduino устройства в рамках учебного класса. беспроводное соединение для учебных роботов должно быть организовано так, чтобы его настройка не отнимала время от занятия.
• Набор, позволяющий пройти полный курс обучения в нескольких вариантах даже в базовой комплектации (легкая оправданная избыточность комплекта без его перегрузки ненужными деталями, оптимальный набор электронных модулей). В состав стартовой конфигурации в настоящий момент есть смысл включать гироскоп и поворотную голову на сервомоторе с ультразвуковым или инфракрасным дальномером. Данные компоненты значительно расширяют возможности мобильной робоплатформы и позволяют стимулировать интерес детей за счет ее большей персонификации, а также взаимосвязанного набора учебных игровых заданий.
Некоторые выводы:
• Современной школе нужны качественные образовательные робототехнические наборы, и они существуют, но пока - в очень разнокалиберном варианте. Нужны минимальные требования к стандартам построения схемы устройства, чтобы пользователи по одним и тем же учебным пособиям могли работать с любыми образовательными комплектами. Больше - пожалуйста, но база должна обеспечить стандартные задания. Существующий в настоящее время разнобой в конфигурации аппаратных платформ приводит к невозможности создания универсальных учебно-методических материалов. Подумайте, какие материалы первыми войдут в учебники по новой технологии? Конечно, про Lego. Потому что он и в Африке Lego.
• С учетом вышесказанного положение на рынке меняется. Те разработчики, которые не будут ориентироваться на лидеров, а продолжат грести каждый сам под себя, рискуют убедиться, что их продукция никому не нужна.
• При выборе программно-аппаратной платформы для разработки новых учебных курсов по мобильной робототехнике на базе Arduino в начальной и основной школе следует ориентироваться на наборы MakeBlock и программное обеспечение mBlock, как наиболее отвечающие современным требованиям к качеству, возможностям и применимости в занятиях с детьми, а также на совместимые варианты.
***
Небольшое послесловие. мы не являемся дистрибьюторами Мейкблок и проповедниками их программного продукта mBlock. Если бы это была российская, а не китайская компания - мы гордились бы такой продуманностью наших продуктов. Но пока реальность такова, что из всего, что мы могли "потрогать" и поприменять в школе, линейка продукции Мейкблок ближе всего подошла к тому, что бы мы хотели видеть в школе (хотя и они не идеальны, для школьного использования надо защищать датчики, вносить сервопак в состав базового набора для удобства закупки и т.д.)
И многому надо бы поучиться и нашим компаниям. Например - верности идеалам "свободы" платформы. Все, что делает MakeBlock отлично документировано и можно повторить самому. Программный продукт mBlock, созданный на основе scratch 2.0 имеет версии для Windows, Mac и Linux, поддерживает большинство плат Arduino (а не только собственные контроллеры компании), различные типы соединения, а также имеет механизм написания расширений любыми пользователями(!!!!), что позволяет адаптировать для управления в этой среде огромное количество электронных компонентов. На текущий момент mBlock единственная Scratch-подобная среда, позволяющая удобно (для детей) работать с микроконтроллерами и в интерактивном и в автономном режиме. Это тоже стоит взять на вооружение нашим разработчикам ПО.
Для соединения электронных компонентов используются удобные разъемы RJ, что делает сборку такой же удобной, как в Lego, но при этом это обычные разъемы, которые легко обжимать самим.
А если говорить про линейку продуктов....

Представьте себе линейку, в которой есть: наборы с простыми роботами (mBot), наборы с мощным роботом (три варианта стандартной сборки) ranger, большущий набор с кучей компонентов Ultimate (собирается 10 стандартных вариантов роботов + простор для творчества), наборы роботов - художников (рука, рисующий робот на колесах, станок для круглых предметов), наборы для сборки плоттеров (в том числе и лазерных) и двух типов 3D принтеров, модульные октакоптеры, расширенные наборы с датчиками ... И все это в единой стилистике, фрезерованный аллюминий в основе конструктива...
Реально, с этим хочется работать. И очень хочется, чтобы российские компании выпустили набор "не хуже", а уж если сделают лучше... Вот тогда Lego потеснится, потому что, когда рядом стоят роботы Мейкблок и Lego даже необученный ребенок задумается над выбором. Ибо - "красивенько"! А обученный увидит преимущества контроллера в прозрачной защитной коробке, в котором уже "на борту" 12 RGB светодиодов, пара световых датчиков, буззер, датчики звука и температуры, гироскоп, пара кнопок. И мощных моторов с энкодерами... И удобных модулей для создания своих датчиков... И среды управления, так похожей на привычный scratch, но дающей возможность управлять всей этой электроникой.

Ссылка на сайт разработчиков
Новости центра
Победа в Астане! RedFest 2024
Открытый международный фестиваль по робототехнике и программированию RED FEST. Международный финал 28 октября 2024 года, Астана, Казахстан.
Благодаря поддержке фонда Финист, впервые ребята из 169-ой школы смогли принять участие в соревнованиях за пределами России. Команда в составе - Мирошниченко Степан и Прахт Кирилл, заняла 1 место в категории "Вселенная бесконечна. Миссия по робототехнике", возрастная группа 10-13 лет. Наставник - Самарцева Сардана Капитоновна!
Подробнее и фото - https://vk.com/wall-3277_4238
25/03/2024. ПМОФ 2024. Выездной семинар в 169-ой
25 марта. ПМОФ 2024. Школа №169.Прогрессивный семинар-практикум сегодня прошёл в школе № 169 Центрального района.
Тема: «Разработка, апробация и использование учебных курсов «цифровой» направленности: от микроконтроллеров к робототехнике и VR».
Преподаватели школы рассказали, как они используют в своей деятельности современные цифровые продукты и пособия.На семинаре обсуждались особенности отбора цифровых ресурсов, возможности визуального программирования как составляющей учебного процесса.Участникам семинара были представлены примеры современных инженерных проектов, в том числе инновационные разработки коллектива школы, один из которых - цифровой образовательный ресурс «Лаборатория креативного программирования», ставший лауреатом конкурса «Сильные решения» в 2023 году.Практическая часть семинара вызвала особый интерес, а особенно применение технологий виртуальной реальности в образовании.Ведь это исключительная возможность создать не просто интерактивное занятие, а вовлекающую в процесс реальность, столь же захватывающую, как Minecraft и Roblox!Кроме того, создание 3D/AR/VR/XR-миров допускает соавторство учеников, что, возможно, станет определяющим в выборе их будущей профессии.Так, семинар в школе №169 стал отправной точкой к выходу образования на новый уровень.
Призеры РобоФинист 2023
Поздравляем обучающихся 4а класса Степана Мирошниченко и Кирилла Прахта, а также их тренера Самарцеву Сардану Капитоновну с удачным дебютом в соревнования в рамках Международного фестиваля робототехники РобоФинист 2023! 3 место в океанике (подводная робототехника) и 3 место в Юных инженерах. Больше фото в группе ВК.

Мастерклассы на Робофинист 2023
29 октября — 1 ноября в Санкт-Петербурге проходит Международный Фестиваль Робототехники Робофинист 2023. На Фестивале, помимо насыщенной спортивной программы предусмотрены и обучающие треки, в рамках которых группы детей могут пройти мастер-классы у ведущих специалистов компаний-партнеров Фестиваля. Одним из постоянных партнеров является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 169 с углубленным изучением отдельных предметов, предметных областей Центрального района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации А.В. Воскресенского. Школа более 10 лет является лидером в области образовательных IT технологий, на базе школы действует центр цифрового образования ИнфинИТи. За первые дни Фестиваля специалисты центра провели 10 мастер-классов по робототехнике и электронике, а также выступили в качестве судей в отдельных дисциплинах спортивных соревнований.


Открыта запись в Центр цифрового образования детей «ИнфинITи»
Открыта запись в Центр цифрового образования детей «ИнфинITи»
Запись в Центр цифрового образования детей «ИнфинITи» на 2023-2024 учебный год открыта по следующим направлениям:
- Основы программирования на языке «Python»
- Программирование роботов
- Мобильные разработки
- Разработка VR/AR приложений
Записаться в группы этих объединений можно на портале «Дополнительное образование Санкт-Петербурга»
https://dopobr.petersburgedu.ru/organizations/8014/programs/?page=2
Инструкция для родителей по подаче заявки на портале "Дополнительное образование Санкт-Петербурга"
https://drive.google.com/file/d/12-mXuJYq0Clr1UlQo-8PHUZ-6AkS_SIR/view?usp=drive_link
17.05.2023 Экскурсия на OOO НПО Старлайн
Одной из главных задач, стоящих перед нашим ЦЦО, является демонстрация и знакомство с миром современных цифровых технологий, производственных систем и профессий.
17 мая 2023 года группа ребят с преподавателем посетила центральный офис ООО НПО Старлайн (https://www.starline.ru/), лидера в области цифровых систем безопасности, беспилотного транспорта и многих других интересных направлений. Ребята познакомились с исследовательской базой НПО Старлайн, посмотрели на работу современных станков мира цифрового производства, получили представление о работе инженеров и программистов проектных групп.
Нам очень понравилось, теперь хочется побывать в Янино, где расположены основные промышленные мощности Старлайн, посмотреть на производство микроэлектроники.
Подробнее...30.03.23. «Ярмарка педагогических идей» в рамках ПМОФ
«Ярмарка педагогических идей»
в рамках Петербургского международного образовательного форума - 2023
(ссылка на страницу мероприятия)
На "Ярмарке педагогических идей" 2023 года школа 169 представляет свой новый инновационный продукт - программно-аппаратный комплекс "SPBot "Робототехника в школе и дома".
Ссылка на страницу продукта, выставленного на Ярмарке.
Подробнее...29.03.23. ПМОФ/ИТНШ 2023. Выездной семинар в 169-ой
14-ая Всероссийская конференция с международным участием
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ»
Выездной семинар в 169-ой
Уже традиционно в рамках международного образовательного форума ПМОФ/ИТНШ проходит семинар на базе 169-ой школы.
В этом году участникам семинара был представлен опыт преподавателей школы в области поиска, отбора и апробации современных цифровых продуктов и технологий для использования в построении современной цифровой образовательной среды (ЦОС). Основное внимание было посвящено темам:
- Особенности построения ЦОС в современной школе.
- Особенности отбора технологий для включения в ЦОС.
- Проектная деятельность и взаимодействие с партнерами, как инструмент развития ЦОС.
- Иммерсивные технологии как инструмент развития ЦОС.
- Аддитивные технологии: поддержка метапредметных проектов в рамках ЦОС.
- Микроконтроллеры и визуальные среды программирования как средство реализации образовательных проектов различной направленности.
Урок цифры по теме "Видеотехнологии"
Cеминар для педагогов города по теме "Иммерсивные технологии как инструмент цифровой трансформации образовательного пространства".
26 октября на базе школы 169 прошел семинар для педагогов города по теме "Иммерсивные технологии как инструмент цифровой трансформации образовательного пространства".
Участникам семинара был представлен опыт преподавателей школы в области создания социально-ориентированной цифровой образовательной среды, отбора и апробации современных цифровых продуктов и технологий для использования в образовательной проектной деятельности, а также разработки новых цифровых продуктов для образования. Вниманию слушателей были представлены новые инновационные продукты и методические разработки школы и ее партнеров. В рамках семинара слушатели смогли познакомиться со средой проектирования VR – VarWin (https://education.varwin.com/ru/
